В приложении к газете «Ригаше Цейтунг» 1 марта 1852 г. появилось сенсационное объявление: “в первых числах текущего месяца начнут с разрешения начальства свои регулярные поездки два омнибусных вагона”.
Из этого объявления рижане узнали, что отправительной станцией для омнибуса явится “двинский рынок, неподалеку от моста”, а доезжать они будут до “начала шоссе на Санкт-Петербургском форштадте” (т.е. где теперь высится новая Гертрудинская церковь), причем стоимость проезда пассажирам туда или обратно устанавливается в “10 коп. серебром”.
Через неделю, в пятницу 7 марта, перед обедом оба обещанных вагона оказались выставленными для публичного обозрения на Купеческой улице, перед зданием ратуши. По рассказу очевидца, к полудню Купеческая улица и впадающие в нее все улицы и переулки были запружены любопытными, внимательно рассматривавшими две необычной величины новые кареты, рассчитанные на 11 сидячих мест.
По рассказу современника, первые дни новое предприятие имело громадный успех: омнибусы ходили переполненными, а на конечных пунктах все время толпились любопытные. Рижанам нравилось наблюдать, как ливрейный кондуктор, не подымаясь со своего высокого сидения, ловко отворял для пассажиров дверь омнибуса и здесь же продавал белые «квитанции», служившие билетами. Проездная плата, как и было обещано в объявлении, равнялась 10 коп. Исключение составляло единственное наружное место, расположенное против кондукторского, за которое взимался только пятак. Сидевший здесь пассажир не был, подобно другим, защищен от холода и зноя, но зато мог лучше наблюдать окрестность и видеть, как кондуктор подает кучеру сигналы к остановке или отъезду.
Позднее плата за проезд была понижена до 5 копеек, а омнибусы стали ходить по другим маршрутам.
Омнибусы главных линий просуществовали 30 лет. Смертельный удар им был нанесен в самый праздник Спаса, 6 августа 1882 г., когда по улицам Риги по новеньким блестящим рельсам покатились первые, украшенные флагами, вагоны конки.
Окраинные «провинциальные» омнибусы еще некоторое время влачили свое существование, но и они отошли в вечность в 1901 г., ко времени появления у нас электрического трамвая, заменившего так же и конку.
Первые сведения о рижских омнибусах можно найти в газете «Rigaer Zeitung», выходившей в Риге на немецком языке. В номере от 1 марта 1852 года было опубликовано объявление: «В первых числах этого месяца с разрешения начальства будут совершать рейсы два омнибусных вагона». Если предшественником трамвая была конка, то омнибус называют прадедушкой рижского автобуса.
Днем 7 марта два омнибуса выставили на обозрение. Поглазеть на них можно было на улице Тиргоню, перед Ратушной площадью. Современник писал, что толпы народа собрались посмотреть на диковинные кареты – все прилегающие к площади улицы и переулки были заполнены. Когда же «чудеса коммуникации» выехали на площадь, раздались возгласы одобрения. И недаром: ведь омнибусы выглядели очень эффектно – до половины были окрашены в чёрный цвет, а выше, после окон в ярко-синий цвет, алые занавески прикрывали все 10 окон. Рассчитанные на 11 человек, экипажи оказались весьма просторными.
Первый свой рейс машины совершили в этот же день после полудня от Ратушная площадь к Большой водокачке. Большая водокачка – это название колодца на месте нынешней Новой церкви Гертруды. Кстати, такой маршрут был выбран неслучайно: там находились рынок, кабак и корчма. Таблички с названиями были написаны на двух языках – на русском и на немецком. Отметим, что по первому маршруту ездило много бюргеров, несмотря на низкую плату – 10 копеек. Тот же «RZ» оставил нам портрет главного лица омнибуса – кучера: в светло-синей ливрее, на высоких козлах. Чуть позади него на открытой площадке сидел кондуктор, который продавал билеты (они были похожи на большие белые квитанции). Официальных остановок тогда не было, и кучер притормаживал по требованию. Это была интересная процедура, особенно когда нужно было выйти: пассажир сообщал об этом кондуктору, а тот, в свою очередь, звонил в колокольчик, привязанной за шнур к левой руке кучера.
Однако если в первые дни омнибусы чуть ли не разваливались от числа пассажиров, то уже в августе того же года они ходили полупустые. Наконец выяснилась причина: не было расписаний, и люди подолгу простаивали в ожидании кареты. Расписания сделали, но и тут через несколько месяцев повторилась та же история! Оказалось, удобней было ехать на извозчике, потому что он за ту же плату может подвезти прямо к дому. Хозяева опять учли пожелания пассажиров и ввели раздельную плату – те, кто ехал весь путь, платили 10 копеек, кто половину (до Романова, нынешеней Лачплеша) – 5 копеек. Через некоторое время уже весь маршрут стоил пять копеек, а при разделении салона омнибуса на 2 класса билет второго класса (у дверей) стоил 3 копейки.
Когда добавилось примерно десять линий и омнибусы стали популярны, были изобретены платформы, обтянутые парусиной: они шли медленней, но вряд ли кто‑нибудь захотел из-за этого идти пешком. Их называли «Ноевыми ковчегами». Когда в 1882 году пустили конку, постепенно исчезли омнибусы, а «Ноевы ковчеги» прожили еще до 1901 года, когда пустили трамвай.
Сегодня совет по памятникам должен рассмотреть появление новой скульптурной композиции в Московском форштадте - на углу Московской и Малогорной. Памятник омнибусу рижских предместий.
Композиция должна расположиться на территории бывшего Сенного рынка. Ее автор Андрис Варпа решил вагон вагон омнибуса приподнять над землей в виде линий, а лошадей и кучера — водрузить на крышу вагона. С виду — очень быстрая и бесшабашная езда получается, хотя на самом деле омнибусы двигались с крейсерской скоростью всего в 3-6 километров в час.
Движение омнибусов в Риге было открыто в 1852 году от Ратушной площади по Александровской (Бривибас) улице до «Большой пумпы» (у перекрестка с нынешней улицей Таллинас). Но омнибус был дорогим удовольствием и ходил крайне нерегулярно, ну как сейчас маршрутное такси. По вместимости он тоже от нее мало отличался — всего 11 посадочных мест. Кондуктор стоял сзади на ступеньке, и обилетив публику, дергал за веревку, которая была привязана к руке кучера, чтобы тот трогал. Но омнибусы до Петербургского форштадта были с мягкими сидениями и керосиновыми лампами. Когда же в 1874 году появился омнибус в Московский форштадт, то экипаж уже был попроще — крытая повозка с холщевыми стенами. Скульптура как раз очень похожа на омнибус для рабочих окраин.
Омнибусы, как вид транспорта, продержались в Риге почти до Первой мировой войны, незадолго до которой последняя линия омнибуса от Матвеевского рынка до поместья Стразденгоф (Югла) была заменена электрическим трамваем.
Вадим Фальков.
= = = = =
(Изображение от пресс-службы Рижской думы)
Kirils Итак, представляем вам новый рижский памятник:
Вообще это скульптура лошадей, человека в шляпе и вагона, всё из кучи ржавых железяк и рельсов
Правда после прочтения таблички рядом с памятником
возник вопрос, а чему, собственно, это памятник? Омнибусу или конке?
оригринальная металлическая скульптура установлена на рыночной площади на Московской
Atrodas Maskavas ielā 121b, M. Kalna ielas skvērā
Uzstādīts 2009. gadā
Tēlnieks Andris Vārpa, arhitekts Arno Heinrihsons
Dizaina projekts – skulpturālais veidojums „Omnibuss” veltīts omnibusu satiksmes aizsākumiem Rīgas pilsētā, un ir viens no Rīgas Latgales priekšpilsētas izpilddirekcijas pilsētvides sakārtošanas, atdzīvināšanas un izdaiļošanas projektiem, kas ļoti veiksmīgi iederas skvēra – bijušā siena tirgus ainavā. Objekts nodots Rīgas pašvaldības aģentūras „Rīgas pieminekļu aģentūra” valdījumā un bilancē.
Первым городским коммунальным транспортным средством стал омнибус, который начал курсировать в 1852 году. Омнибус курсировал по маршруту от ратуши до большой насосной, которая находилась на месте, где сегодня стоит Новая церковь Св. Гертруды. Вагоны омнибуса были синего цвета с желтой полосой посередине, на окнах были красные занавесочки, внутри вагоны освещались фонарем. На одной стороне вагона была надпись на немецком языке, на другой стороне – на русском. Водитель омнибуса был одет в униформу голубого цвета и он правил лошадьми, сидя на высоких козлах. Одна рука водителя омнибуса была перевязана крепким шнуром, и, кондуктор, дергая за этот шнур, подавал водителю сигналы. Омнибус существовал до 1882 года, когда его сменил конный трамвай, который в свою очередь в 1901 году «капитулировал» перед городским электропоездом. Первая трамвайная линия проходила по Александровскому бульвару (сегодня улица Бривибас). Осенью того же года были открыты еще пять трамвайных линий, которые вели от центра к улице Бруниниеку, церкви Павла, в Московское предместье, на Большое кладбище и к Царскому саду. В 1913 году в Риге было 8 трамвайных линий общей протяженностью 47,2 км. В наши дни в летний период один из трамвайных вагончиков тех времен, реставрированный и нарядный, курсирует для туристов в Межапарк. В 1852 году в Риге начал действовать электромагнитный телеграф, обеспечивающий связь между Ригой и Болдераей. Это было первое устройство такого рода во всей Российской империи. Инициатива установки телеграфа принадлежала Рижской бирже, так как биржевые маклеры хотели первыми получать сведения о приходящих в порт кораблях. Под руководством телеграфиста Бреденшея телеграфную линию установила берлинская фирма “Siemens Halske”. Первая телефонная централь в Риге была установлена в 1882 году, через год к телефонной сети были подключены Болдерая и Милгравис. В 1900 году в Риге было 1202 частных телефонных абонента; в 1928 году была установлена телефонная станция дальней связи, а в 1940 году число абонентов составляло почти 30 тысяч.
Первые сведения о Рижских омнибусах (многоместный конный экипаж – с латинского „для всех”) можно найти в газете „Ригаше Цейтунг”, выходящей на немецком языке. В номере от 1 марта 1852 года было опубликовано следующее объявление: „В первых числах текущего месяца с разрешения начальства начнут свои регулярные поездки два омнибусных вагона”.
Если предшественником электрического трамвая была конка, то омнибус называют прадедушкой автобуса.
Днём 7 марта 1852 года два омнибуса были выставлены на публичное обозрение.
Омнибусы выглядели очень эффектно: до половины были выкрашены в блестящий чёрный цвет, а выше, после железной продольной полосы – в ярко синий. Десяток окон были зашторены алыми симпатичными занавесками. Рассчитанные на 11 мест экипажи казались вполне просторными. Вдобавок, как писал очевидец, были они запряжены „парой недурных лошадей”.
В тот же день, после полудня, состоялось боевое крещение „лошадиных вагонов” – они вышли на линию. Перед рейсом на них повесили планшеты с указанием маршрута. На одной стороне вагона на русском языке было выведено – „Ратуша – Большая Пумпа”. Такой же плакат, только на немецком, появился на второй стороне.
Большой Пумпой в середине XIX века называлась площадь в районе нынешней церкви Новой Гертруды (угол Бривибас и Таллинас). Там располагался рынок. Кроме того, по соседству имелась корчма, куда рижские бюргеры нередко наезжали, на городскую окраину, повеселиться. Центральной доминантой площади был огромный деревянный ручной насос – Большая Пумпа.
Главной фигурой омнибуса был кучер. Он восседал на высоких козлах, словно на троне, был одет в нарядную светло-синюю ливрею. На открытой
площадке отводилось место и кондуктору. Пассажирам нравилось наблюдать, как кондуктор, не поднимаясь со своего высокого сидения, ловко отворял двери и тут же продавал билеты. По свидетельству очевидцев, билеты были похожи на большие белые квитанции.
Остановок, в нынешнем понимании, на маршруте не было, и возница притормаживал „по требованию”. Процедура была довольно занятна. О том, где сойти, пассажиры, сидевшие внутри омнибуса, вначале информировали кондуктора. Тот сигналами кучеру. Причём весьма своеобразно: роль звонка исполнял толстый шнур, протянутый с кондукторского места к левой руке возницы.
В первые дни успех начинания был потрясающим: длиннейшие очереди стояли в ожидании омнибуса, но прошла неделя, другая, очередь становилась всё меньше, и вскоре „автокареты” оказались полупустыми. Омнибусы ходили без расписания, и людям часами приходилось мёрзнуть на конечных пунктах. Появились расписания, но вскоре омнибусы вновь оказались полупустыми.
Стоимость проезда была 10 копеек серебром, но многие ехали только полпути, и может быть, ещё вынуждены к тому же пройти по форштадту пешком некоторое расстояние до Большой (улица Бривибас) улицы от своей квартиры. За те же 10 копеек серебром удобнее было ехать на извозчике. Хозяева омнибусов ввели раздельный тариф: от Ратуши до Большой Песочной (Лачплеша) платили 5 копеек, а остальные 10. Ещё через месяц была снижена плата и за весь маршрут. Дело сразу же пошло. Вскоре омнибусы „поскакали” и в другие предместья.
Линии прибавляются, барыши растут, и коммерсанты придумывают нововведения в самих салонах. Места подразделяются на два класса. Ко второму относятся те, что располагаются около входа. Сидеть там не столь удобно – люди входят и выходят. Поэтому цена билета второго класса с 5 копеек снижена до 3 копеек.
К началу 80-х годов появляются несколько второстепенных маршрутов связывающих форштадты. По ним пускают не нарядную карету, а обычные платформы, обтянутые парусиной. Платформы тянулись медленно, однако это было лучше, чем плестись на окраину пешком.
Дела омнибусные шли в гору, но вдруг „грянул гром среди ясного неба”. 6 августа 1882 года по рижским улицам пустили конку. Поездка в конном трамвае была быстрее и пассажиры стали пользоваться новым видом транспорта. Омнибусы, ходившие по центральным улицам, постепенно „уходили на пенсию”. На окраине омнибусы ходили до конца XIX века и закончили свой век в 1901 году, с появлением электрического трамвая.
Конка
6 августа 1882 года по рижским улицам пустили конку. Она заменила омнибусы.
Конка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.
Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.
В Риге конка просуществовала до 1901 года, когда вышел первый электрический трамвай.
Рижский трамвай
Первый электрический трамвай в Риге вышел на линию 23 июля (11 июля по старому стилю) 1901 года. Трамвайная линия шла по улице Бривибас (Александра). Трамвай имел 20 сидячих и 16 стоячих мест. Вагон делился на 1-й и 2-й классы. 2-й класс первоначально находился на передней и задней площадках, позднее только на передней площадке. Стоимость проезда в 1-м классе была 5 копеек, во 2-м – 3 копейки, школьникам – 2 копейки. После 1908 года проезд стал 6 копеек. На удлинённых линиях (Межапарк, Милгравис, Бишумуйжа и Ильгуцемский базар) 1-й класс 10 копеек, 2-й – 5 копеек. В 1915 году были введены проездные билеты. Трамвай принадлежал акционерному обществу железных дорог города Рига, а в 1931 году перешёл под управление Рижской Думы.
Первоначально было 5 линий, в 1903 году – 7 линий, в 1907 году были построены линии в Агенскалнс и детскую больницу за Двиной, в 1909 году – открыта 8-я линия, в 1914 – 9-я линия.
Вагоны делали в Риге на Русско-Балтийской вагонной фабрике, а фабрика Union моторы к ним. У вагона было два электромотора по 15 ZS в каждом конце. Вагон имел два управления и мог двигаться в любом направлении. В передней части находилась ёмкость для песка, которым водитель посыпал рельсы зимой.
Сейчас в Риге 8 линий. Депо имеет 253 вагона, из которых в среднем 161 находятся на линиях. Длина трамвайных линий – 168 км. Средняя эксплуатационная скорость – 16.2 км/час.
Трамвай 1901 года
В 1882 году на улицах Риги появился конный трамвай – конка. Новый транспорт быстро завоевал популярность у горожан. Он двигался быстрее омнибусов.
В 1901 году на линию вышел первый трамвай на электрической тяге. Бурно развивающийся промышленный город остро нуждался в транспорте, который бы связывал центр с предместьями. Рижские заводы „Руссо-Балт ” и „Феникс” (Рижский вагоностроительный завод) быстро приспособились к запросам времени и наладили выпуск трамваев.
Первые трамвай ходили только по прямой. Добравшись до конечного пункта, водитель переставлял штангу и занимал место на противоположной площадке, тоже открытой ветрам, дождям и снегу.
Копию того первого трамвайчика, который тут же окрестили словом „Ретро”, в течении года, буквально из ничего, воссоздали умельцы Рижского трамвайно-троллейбусного управления (80-е годы ХХ века).
С чего всё началось? Сохранились снимки и почтовые открытки тех лет, некоторые чертежи нашлись в архивах ТТУ. После долгих поисков в депо наткнулись на старенький вагон, в незапамятные времена переоборудованный для спецработ на линиях. Тележка его оказалась оригинальной, изготовленной на заводе „Феникс”. Но как быть с деталями ходовой части, интерьера, внешнего вида вагона? Через газету „Работник транспорта” обратились к старым трамвайщикам за помощью. Находок оказалось множество. Первый трамвай на электрической тяге имел всего один двигатель мощностью в 20 кВт и развивал скорость до 13 километров в час. Простая цилиндрическая передача крутящего момента создавала при езде тот самый знаменитый трамвайный грохот.
Старый трамвай вышел на улицы Риги. В трамвае 30 мест, 18 из них сидячие.
Сервис предоставляет услуги по поиску перевозчиков и заказчиков
на основе аукциона, что позволяет значительно сэкономить на перевозке
Перевозчику следует разместитьинформацию в разделе "Есть транспорт", а владельцу груза, желающему перевезти его на выгодных условиях,
следует воспользоваться разделом "Есть груз"